ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 13:33

Штраф должен быть психологическим и финансовым барьером для нарушителя ПДД

Эксперты «круглого стола» в «Интерфаксе» обсудили целесообразность, эффективность и последствия повышения штрафов ПДД

Штраф должен быть психологическим и финансовым барьером для нарушителя ПДД
Фото: Интерфакс

Москва. 19 февраля. ИНТЕРФАКС - Конфискация автомобилей и внедрение системы штрафных баллов для автолюбителей позволит значительно сократить число нарушителей правил дорожного движения на дорогах в России, считает заместитель руководителя дирекции фото- и видеофиксации Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы Егор Чернов.

«Штрафы - это только одна из мер. Штраф должен быть психологическим и финансовым барьером для человека-нарушителя», - сказал Чернов в среду на «круглом столе» в центральном офисе «Интерфакса».

По его мнению, повышение штрафов не является «панацеей», которая исправит ситуацию на дорогах. «Пока мы не начнем за некое количество штрафов отбирать автомобили, сажать нарушителя в места, не столь отдаленные - у нас всегда будет проблема с тем, что будут нарушать», - заявил он.

«Мы придем к штрафным баллам, конфискации автомобиля, что неизбежно. Только это позволит решить вопрос безопасности на дорогах полноценно», - сказал Чернов.

Как подчеркнул замруководителя дирекции, повышение штрафов «оказывает нелинейное воздействие на количество нарушений». «Мы можем сделать штрафы в 1 млн рублей, и нарушения всё равно будут», - сообщил представитель ЦОДД.

По словам Чернова, в Москве существует определенный контингент людей, которые ездят «как хотят» и платят штрафы, потому что «им это по карману». В этой связи он поддерживает увеличение суммы штрафов за превышение скорости на дорогах.

«Если говорить про Москву, то повышение штрафов уже давно назрело. 250 рублей за превышение скорости - это смешно. Это меньше 1 часа парковки в центре Москвы. Для Москвы данное повышение штрафов я считаю актуальным и достаточно правильным», - сказал Чернов.

Как сообщил Чернов, только за прошлый год в авариях на дорогах Москвы погибли больше 400 человек. «При этом нам удалось снизить коэффициент социального риска в Москве, он сейчас меньше 4», - отметил представитель Центра.

Другой участник «круглого стола» - директор Национального общественного центра безопасности движения и руководитель общественного движения "Федерация автовладельцев России" Сергей Канаев - считает, что основными причинами ухудшения статистики нарушений правил дорожного движения являются увеличение числа камер, отсутствие знаков и отсутствие разметки на дорогах.

«Люди, занимающиеся организацией дорожного движения, в нарушение законодательства, должны нести больше ответственности. Нельзя перекладывать на автовладельцев все те риски, которые в данном случае хотят внести в Кодекс административных правонарушений (КоАП)», - сказал Канаев.

Согласно данным Федерации автомобилистов России, которые приводит Канаев, за 4 года мониторинга организации дорожного движения в Москве на МКАДе были выявлены нарушения в установке камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД.

«Так, в 2016 году в этом месте было установлено не по ГОСТу 67% камер, в 2017 году - 78% камер, в 2018 году - 93%», - сообщил директор центра безопасности движения.

По его словам, в России не налажена организация дорожного движения. «Статистика говорит не о том, что водители стали больше нарушать, а о том, что у водителей стало намного меньше ориентиров, чтобы понимать, с какой скоростью двигаться», - добавил Канаев.

В свою очередь вице-президент движения автомобилистов России Леонид Ольшанский высказал мнение, что балльная система учета нарушений ПДД нарушает принцип Конституции и уже была рассмотрена более 20 лет назад.

«Еще в 1997 году я выступал с трибуны Госдумы и доказал, что балльная система учета, с накопительным принципом, нарушает важнейший принцип Конституции предыдущей и действующей – за одно деяние дважды не наказываются», - сказал Ольшанский.

По его словам, сначала водитель заплатил штраф, а потом в совокупности начисленных и уплаченных штрафов лишился прав.

«Отдельный кодекс нам не нужен. Какой есть, пусть такой и будет», - подытожил Ольшанский.

Еще один участник «круглого стола», представитель Европейской ассоциации по семейному автотуризму Елена Жура, озвучила необходимость разграничивать штрафы по степени опасности совершенного автомобилистом нарушения.

«Позиция наша такова, что штрафы должны быть соразмерны степени опасности этих нарушений. И задача здесь – не просто штрафовать и пополнять бюджет, а именно предотвратить опасные ситуации на дорогах», - заявила Жура в рамках беседы.

По словам представителя ассоциации, более 50% погибших в ДТП в прошлом году – пешеходы. «Если посмотреть внимательно статистику, то больше 100 человек стали виновниками случившихся аварий, это были именно пешеходы», - сказала она.

«Увеличиваете штрафы – не увеличиваете, но люди как перебегали Кутузовский проспект, так и перебегаю. Если у вас есть задача снизить смертность, то давайте займемся не просто обвешиванием камерами, но и дополнительно предпримем меры», - добавила Жура.

30 января Минюст РФ опубликовал проект нового Кодекса об административных правонарушениях.

В частности, проектом предусматривается рост штрафов за превышение скорости. Так, штраф за превышение на 20-40 км/ч составит 3 тыс. руб. (сейчас 500 руб.), штраф за превышение на 40-60 км/ч составит 4 тыс. руб. (сейчас 1-1,5 тыс. руб.), а за превышение скорости более чем на 60 км/ч придется заплатить 5 тыс. рублей (сейчас 2-2,5 тыс. рублей).

Предполагается, что Кодекс вступит в силу 1 января 2021 года.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что увеличение штрафов для водителей за превышение скорости до 5 тысяч рублей - непосильная сумма для многих, и предложил пересмотреть подход к установлению штрафов.

«При разработке нового кодекса о КоАП было предложено увеличить сумму штрафов за превышение скорости до 5 тысяч рублей. Для многих это просто непосильно. Мы с вами еще не добились такого роста зарплат, чтобы настолько увеличивать штрафы», - сказал Мишустин на заседании правительства РФ 6 февраля.

По его словам, «любые вопросы, которые касаются введения новых размеров штрафов, нужно в первую очередь рассматривать с учетом платежеспособности населения, а также с точки зрения улучшения качества автоматизации и администрирования, а не идти по самому простому пути, кратно увеличивая их размер»

Мишустин призвал в принципе пересмотреть правила и нормативы работы с документами.

В частности, он потребовал не выносить на утверждение «сырые и неготовые» документы, поскольку это «формирует соответствующий образ государства у людей».

Он отметил, что «мнение граждан - главный индикатор деятельности».

«При подготовке ведомственных документов правительству нужно учитывать не только финансово-экономические и социальные последствия, но и возможный общественный резонанс принимаемых решений, четко информировать людей, идет ли речь о предложениях, еще нуждающихся в проработке или о чем-то другом, уже принятых решениях, особенно когда речь идет о социально значимых решениях», - сказал глава правительства.

Пресс-центр

Фотогалереи